— Непоседливый!
— Болтливый!
— Легко отвлекается!
— Носится как заведенный!
— Отвечает, не услышав вопрос!
— Ему трудно удерживать внимание!
— Он постоянно что-то теряет…
Все больше родителей так говорят о своих детях, называют таких детей «гиперактивными». Часто, гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. Однако окончательный диагноз гиперкинетического расстройства может быть выставлен только врачом-психиатром.
ЧТО ЖЕ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА?
Невнимательность:
- Ребенок не обращает внимания на детали, из-за небрежности до пускает нелепые ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
- С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
- Часто не слушает, когда к нему обращаются.
- Часто не заканчивает начатого занятия.
- Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности (не собран, не организован).
- Часто избегает или даже отказывается выполнять задания, требующие длительного умственного напряжения и повышенного внимания.
- Часто теряет вещи, путает расписание, забывает приносить на занятия необходимые тетради, книги.
- Легко отвлекается на все, что происходит вокруг.
- Часто забывает выполнять каждодневные процедуры (например, личной гигиены).
Гиперактивность:
- Часто беспокойно двигает руками или ногами, ерзает на месте.
- Покидает свое место в классе или в другом месте, не может усидеть.
- Часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным, забирается без необходимости на высокие предметы (деревья, забор и др.).
- Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
- Всегда находится в движении, ведет себя так, «как будто у него приделан моторчик».
Для диагностики необходимо наличие 3 симптомов из 5 на протяжении не менее 6 месяцев.
Импульсивность:
- Часто отвечает поспешно и необдуманно, не дожидаясь окончания вопроса.
- С трудом дожидается своей очереди.
- Часто «врывается» в разговор взрослых или игру других детей.
- Чрезмерно разговорчив, без адекватной реакции на социальные ограничения.
Некоторые симптомы невнимательности, импульсивности, и гиперактивности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребенка до 7 лет.
Не следует говорить о гиперактивности ребенка в возрасте ранее 5 лет, так как это может быть в рамках нормального развития.
Диагнозом СДВГ становится только в том случае, если у ребенка нарушается функционирование в двух и более областях его жизни: дома, в дошкольном учреждении, школе, спортивной секции и т.п.
Более половины детей с СДВГ учатся хуже своих возможностей, т. к. у 40-60% из них, в силу особенностей организации когнитивных функций, имеются расстройства приобретения школьных навыков (дислексия, дискалькулия, дисграфия).
Возможные нарушения дисциплины обусловлены тем, что требования к ребенку с СДВГ порой превышают его возможности. Дерзкое, противоречивое поведение вызывает конфликт и нелюбовь окружающих, усиливает стресс и усугубляет проявления социальной дезадаптации.
КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЁНКОМ?
Пики проявления гиперактивности совпадают с пиками психоречевого развития:
- 1 – 2 года – закладываются навыки речи;
- 3 года — увеличивается словарный запас;
- 6-7 лет – формируются навыки чтения и письма.
ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ РОДИТЕЛЯМ НУЖНО СОБЛЮДАТЬ ПРИ ОБЩЕНИИ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ:
Правило 1. Не ожидайте всего и сразу.
Начинать нужно с тренировки только одной функции (например, только внимания, при этом вы должны быть терпимы к ерзанью на стуле или перебиранию всех предметов на столе в процессе этой работы). Помните, что если вы одергиваете ребенка, то его усилия тут же переключаются на контроль своих действий, а сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время ваших игровых занятий.
Правило 2. Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто.
Важно также соблюдать режим дня, обеспечить ребенку полноценный сон и спокойную обстановку.
Правило 3. Так как гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из «можно» и «нельзя» были последовательны. Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя. Пусть это будет доброе слово, маленький сувенир или условный знак-жетон (сумму которых вы обменяете на что-то приятное), но их передача ребенку должна являться достаточно быстрым проявлением вашего одобрения его действий.
Правило 4. Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально и только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правил групповой игры могут провоцировать конфликты среди играющих.
Правило 5. Используемые игры должны быть подобраны в следующих направлениях:
- игры на развитие внимания;
- игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);
- игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);
- игры, способствующие закреплению умения общаться.
Если тема гиперактивности актуальна для Вашей семьи и Вы нуждаетесь в помощи, Вы можете получить подробную информацию об оказании психологической помощи ребенку по телефонам:
- 39-83-44 — регистратура диспансерного отделения (для детей);
- 39-83-43 — кабинет врача-психотерапевта, психологов
- В Центре круглосуточно работает служба ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ — 170;
- E-MAIL: HELP170@MAIL.RU
- SKYPE: HELP 170
- ГРУППА В VK: ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ 170 (vk.com/public77008452)
Информацию подготовил внештатный специалист ГУЗО по детской психиатрии и наркологии, врач-психиатр-нарколог, заведующий диспансерным психо-наркологическим отделением УЗ ГОКЦ «Психиатрия-наркология» Шостко Н.Н.